Хасидская притча
Ребе Аарон из Карлина часто навещал своего наставника, Маггида из Межирича. Когда он вернулся домой после одного из таких визитов, к нему пришли приятели-хасиды и стали засыпать его вопросами.— Расскажи нам, чему ты научился! — выпытывали они. — Расскажи, что узнал!Когда они наконец замолчали, ребе ответил:— Что я узнал?
Ничто.Усомнившись в том, что они правильно поняли Аарона, приятели переспросили:— Что-что ты узнал от Маггида?
Помолчав, ребе повторил:— Ничто.
Уверенные, что ребе Аарон намеренно скрывает от них какое-то великое учение, его Друзья спросили саркастически:— Ага, ты то и дело мотаешься в Межирич к учителю, и что ты узнал в результате? Ничто?— Именно, — ответил ребе, — мне стало доподлинно известно, что я — ничто.
Кто ты? Этот вопрос — сердце духовного поиска; от твоего ответа зависит, как ты проживёшь свою жизнь. Ребе Аарон узнал, кто он, от Маггида из Межирича: «Я — ничто». Однако это не нигилизм.
На иврите «я» — «ани», а «ничто» — «айн». Кроме того, «Айн» — одно из каббалистических Имён Бога, которое, например, употребляется в сочетании Айн Соф — «Беспредельное Ничто». Бог — это Ничто, пребывающее во всём. Каббалисты обратили внимание на то, что слова ани и айн складываются из одних и тех же еврейских букв: алеф, нун и йод. Считается, что между словами, состоящими из одинаковых букв, существует некое глубинное тождество. Слова ани и айн — «я» и «ничто» — отличаются только порядком букв. Когда иод стоит на конце, получаем слово «я». Когда иод стоит в середине, получаем слово «ничто».
Одно из каббалистических толкований буквы йод — йада, то есть «сознание». Когда сознание обращено наружу, возникает «я». Когда сознание обращено внутрь, проявляется «Бог». Итак, что ты есть — внешнее я или внутреннее Ничто? На самом деле ты — и то, и другое. Духовная задача состоит в том, чтобы видеть Ничто в ином, когда ты — ани; и себя как Ничто, когда ты — Айн.
Свежие комментарии